|
Здание на Гагаринской улице 3, в котором расположен научно-исследовательский институт охраны труда, является образцом особняка второй трети ХИХ века. Построен в 1857-62 архитектором Э. Я. Шмидтом в створе Шпалерной ул. для младшего сына графа А. Г. Кушелева-Безбородко - Николая. Фасад, решенный в стиле итальянского Ренессанса, облицован рускольским мрамором. Нижний этаж обработан гранеными рустами, верх. этажи украшены венецианскими окнами различной формы и пилястрами. По краям 3-го этажа устроены открытые террасы, которые подчеркивают центральный объем здания с его строгой симметрией. Капители пилястр, львиные маскароны и навесы отлиты из чугуна. Это второе в Петербурге (после Мраморного дворца) жилое здание, облицованное мрамором. Его также называют Малым мраморным дворцом. В отделке использован мрамор розового цвета, что уникально для Петербургской архитектуры. За эти годы фасад сильно потемнел. Но 2005 году были проведены реставрационные работы и фасад приобрел свой первоначальный вид. У здания богатая история. С 70-х гг. XVIII в. участок поочередно принадлежал князю С. Трубецкому, купцу Д. Образцову, прусскому посланнику Шиллеру.
С 1834-1862 гг. он принадлежал графу Н.А. Кушелеву-Безбородко, штаб-ротмистру Кавалергардского полка, при котором особняк приобрел современный вид, появились новый парадный вестибюль и два парадных зала, в глубине участка были сооружены театр, здание библиотеки, оранжерея. Интерьеры парадных залов богато отделаны в "стиле Людовика XIV" и рококо. Граф Кушелев-Безбородко, знаток и любитель искусств, разместил в обновленных апартаментах свою знаменитую коллекцию картин, прийти полюбоваться на которые в определенный день могли и жители города. После смерти Кушелева-Безбородко коллекция была передана в дар Петербургской Академии художеств. В настоящее время некоторые из этих картин можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
После того, как особняк приобрела царская фамилия, один из сыновей Николая I, Константин Николаевич, ссылает туда своего сына, великого князя Николая Константиновича, обнаружив его сильное пристрастие к карточной игре. В 1882-1913 дом принадлежал княгине Е. М. Юрьевской, морганатической супруге императора. Александра II. Княгиня Юрьевская переезжает в Малый мраморный дворец после смерти Александра II, когда ее присутствие в Зимнем дворце становится нежелательным. С собой она забирает личные вещи Александра II, размещает их в двух комнатах над парадной лестницей: мемориальном www.canadagoosejakke.co кабинете и мемориальной опочивальне погибшего императора; доступ в которые был открыт для публики.
Еще со времен своих первых хозяев, апартаменты дворца были заполнены произведениями искусств, которые играли значительную роль в убранстве комнат и гостиных наравне с мебелью, настенными украшениями и т.д. В настоящее время сохранились четыре парадных помещения, парадная лестница и некоторые элементы оформления дверных и оконных проемов.
Сохранившиеся интерьеры отличаются стилистическим разнообразием. В отделке использованы орнаменты эпохи Ренессанса (Белая гостиная), Людовика ХIV (Золотая гостиная), рококо (гостиная "Саксонского фарфора"), Людовика XVI (Голубая гостиная). Скульптура - картуши с женскими фигурами,
кариатиды, большая мраморная ваза в стиле Медичи.В Большом кабинете,
некогда представлявшим собой точную копию кабинета Карла V, сохранились
резные двери и переплеты окон готического рисунка. Декоративная живопись
- плафоны в Белом зале и Голубой гостиной.
|
|